Дизельные электростанции получили довольно широкую популярность в наши дни - что неудивительно, ввиду низкой стоимости вырабатываемой электроэнергии и немалой долговечности. Сердцем дизель-генераторной установки является двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения от сжатия. Выделившаяся при этом механическая энергия используется для получения электричества, тепловая - рассеивается.
В качестве горючего для дизелей используют остаточные и дистиллятные виды топлива. К дистиллятным относят дизельное и газотурбинное топливо, к остаточным - моторное (используется для двигателей со средними оборотами) и мазут (для достаточно мощных двигателей). При этом дизеля, работающие на остаточных видах топлива, должны быть оборудованы системами сепарации и подготовки топлива, а также специальной топливной аппаратурой - форсунками и топливным насосом высокого давления.
Также есть так называемые двутопливные (газовые) дизели, работающие от воспламенения газовоздушной смеси при самовоспламенении определенного количества жидкого топлива. Газ при этом используется природный, шахтный, попутный нефтяной.
К основным характеристикам дизельных генераторов относят мощность, КПД (с утилизацией теплоты и без нее), удельный расход топлива, вырабатываемое напряжение, рабочие режимы, ресурс, срок службы, уровень шума, количество вредных выбросов. К достоинствам дизель-генераторных установок относят сравнительно низкую стоимость электроэнергии, довольно быструю окупаемость, долговечность, приличный моторесурс.
Дизель-генераторные установки применяются как резервные источники электроэнергии на производстве, в строительстве, в медицинских и административных учреждениях, узлах связи, гостиницах и пр. Также они необходимы в случае, если нужно зарезервировать мощность при отключении централизованных сетей, а также для обеспечения вспомогательного режима работы параллельно с сетями. Часто они используются как автономные источники энергии (в случае, если подключиться к централизованным источникам оказывается довольно трудоемким процессом), в ряде случаев с помощью дизельных электростанций можно сэкономить на тарифах.
Есть стационарные и переносные дизельные электростанции, они различаются по способу перемещения. Для разных областей используются двигатели, по-разному защищенные от атмосферных воздействий.