
По опубликованным Ростатом и подтвержденным независимой экспертизой McKinsey & Company к началу всемирного финансово-экономического кризиса энергоемкость ВВП России составляла 1.39 тонн условного топлива/тыс. евро, что более, чем в 7 раз выше, чем в Японии или Германии (0.19 тонн условного топлива/тыс. евро), в 4.3 раза превышает энергоемкость ВВП в США (0.32 тонн условного топлива/тыс. евро) и в 1.85, 1.62 и 1.22 раза больше, чем в Индии, Саудовской Аравии и Китае (0.75, 0.86, 1.14 тонн условного топлива/тыс. евро соответственно). За пять лет с 2002 года повышение энергоэффективности экономики за счет применения технологических решений (линииFACTS и СТАТКОМ, конденсаторные установки КРМ и УКРМ, позволяющие экономить 10-15% энергии, новые строительные материалы с высокими теплозащитными свойствами и т.д.) не превысило и одного процента, что явно говорит о декларативности имеющихся на тот момент 45 законов по энергосбережению и неэффективности более 600 реализуемых при поддержке государства и 24 фондов энергосбережения целевых программ.
В то же время Евросоюз, с которым энергодиалог Россия-ЕС начался еще в 2001 году, как и США, Канада, Япония и даже Китай показал стабильное движение по восходящей на пути решения проблем энергосбережения и энергоэффективности в своих странах. Поэтапно внедряемые в ЕС схема торговли квотами на эмиссию выбросов СО2 в окружающую среду, обязательные к исполнению нормы энергопотребления в строительных сферах, нормы на потребляющее энергию оборудование, нормы для конечных пользователей электроэнергии и энергосервисных компаний, а также директивы EnEV 2007, более жесткая по требованиям EnEV 2009, EPBD 2010 позволили добиться впечатляющих результатов. Уже с прошлого года в странах ЕС возводятся только пассивные дома, большинство из которых – дома с нулевой энергией, все промышленные предприятия используют компенсирующие реактивную мощность конденсаторные установки, линииFACTS и СТАТКОМ, а энергосистема строится на базе интеллектуальных сетей SmartGrid, позволяющих экономить электроэнергию и, естественно, бюджетные средства, как бизнесу, так и населению.
Взятые ЕС обязательства в «Плане действий относительно эффективности использования энергии» (EEAP или известном, как «3х20») на фоне достигнутых уже результатов по энергосбережению выглядят довольно убедительными, чего не скажешь о российской амбициозной Программе энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 года, принятой в этом году, и заявлении России на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке о намерении снизить энергоемкость экономики на 40%. Региональные программы энергоэффективности традиционно для нашей страны стали неудачной рецепцией правительственного проекта и, по сути, не имеют детального и, главное, реально исполняемого плана действий, поскольку предлагаемое Правительством самофинансирование этих программ при всего лишь 8% дотациях из бюджета a posteriori обречено на провал.